Художественный руководитель и главный дирижер Казахского
оркестра, заслуженный деятель Казахстана, обладатель ордена «Парасат»,
профессор
Известный дирижер, композитор, педагог - выдающийся представитель культуры, внесший неоценимый вклад в процветание и развитие профессионального музыкального искусства страны.
Май 1947 года. В степях Атырауской области в семье сельских тружеников появился мальчик, третьим из тринадцати детей. Родители не были музыкантами, но, как это свойственно казахскому народу, хорошо пели, играли на домбре. Известным музыкантом в районе был дядя - салом-сере и домбровым мастером. И маленький Айткали, сколько помнит себя, не разлучался с домброй. Позже он скажет: «…Вся моя жизнь связана с домброй. Она подарила возможность увидеть мир. Благодаря домбре, этой простой с виду двухструнке, я стал тем, кем стал». Будучи учеником девятого класса Айткали Жайымов организовал при школе свой первый домбровый ансамбль. А в десятом стал преподавателем музыки. С тех пор руководил различными музыкальными ансамблями, которые занимали призовые места в конкурсах. Тогда же впервые стали исполняться его первые песни.
Атырау, тогда Гурьев, был культурным центром края. Директор Гурьевского музыкального училища Сеилхан Хусаинов, отец известного ныне музыканта Едиля Хусаинова, услышав о работе Айткали Жайымова, специально для юного таланта собрал приемную комиссию – хотя время вступительных экзаменов прошло. Так Жайымов стал студентом. Во время обучения продолжилась его дирижерская деятельность – с оркестром Педагогического института. В 1969 году училище посетил Латиф Хамиди, который услышав кюи студента, дал ему «бата». На государственный экзамен в училище приехал профессор государственной консерватории имени Курмангазы Булат Сарыбаев. Он дал выпускнику рекомендацию для поступления.
В консерватории Айткали Жайымов учился у прекрасных музыкантов - Кубыш Мухитов, первый профессор по домбре, один из лучших учеников Ахмета Жубанова Хабидолла Тастанов, Алтын Кетегенова, ныне профессор, кандидат искусствоведения, преподаватель гармонии Людмила Быкова.
С первых дней Айткали Жайымов солировал на концертах консерватории. Заведующий кафедры композиции тех лет профессор Куддус Кужамьяров принял его в подготовительный класс композиции, параллельно к основному курсу народного факультета.
Во время учебы были написаны не только песни и кюи, но и первые сочинения для домбры и фортепиано. Огромную роль сыграло общение с признанными композиторами Макалимом Койшибаевым, Базарбаем Джуманиязовым, Кенжебеком Кумисбековым. После окончания консерватории в 1978 году Айткали Жайымов работает преподавателем по домбре.
В то время ректором консерватории была Газиза Жубанова, композитор, Народная артистка СССР. Она порекомендовала Айткали Жайымова для поездки в столицу Монголии по направлению Министерства культуры СССР. В Улан-Баторе музыкант три года возглавлял коллектив, состоящий из оркестра монгольских народных инструментов, хора и танцевального ансамбля, где занимался переложениями для монгольского оркестра, сочинял музыку на основе местного фольклора. Вернувшись на родину, вдохновился историей усовершенствования национального инструмента монголов моринхур, и начал экспериментировать строем кылкобыза и домбры, организовал на базе консерватории из студентов и педагогов оркестр «Асем коныр».
В 1991 году Айткали Жайымов стал художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы. Первым делом пополнил оркестр до 61 музыкантов, ввел группу кылкобыза и шертер в состав. И в консерватории настоял на открытии классов «Шертер», «Сыбызгы», «Сазсырнай», «Жетыген», «Традиционное пение».
С 2008 года Айткали Жайымов является художественным руководителем и главным дирижёром Казахского оркестра Государственной академической филармонии имени Е. Рахмадиева в Астане, высокопрофессиоонального коллектива, который под его руководством превратился в музыкальное явление. Концертные программы показывают большой художественный вкус руководителя, великолепные знания педагога и мастерство дирижера. Оркестр снискал любовь как отечественной, так и зарубежной публики. У него обширная георгафия гастролей - США, Япония, Италия, Германия, Австрия, Франция, Норвегия, Куба, Восточная Европа, Китай, Турция, Россия и др.
Композитором Айткали Жайымовым написаны опера «Бейбарыс», музыка к театрализованной постановке «Төле би», поэмы и кюи для народного оркестра «Ереуіл атқа ер салмай» «Шаттық Елі», «Күй анасы-Дина», «Думанды Тобыл», «Желдірме Қосбасар», «Әзіл Ақжелең», «Желдірме», «Жошы хан», «Қалдыбай батырдың толғауы», «Ерен толғау» и др., концертные кюи для домбры с народным оркестром «Шалқыма», «Отпан тау», 3-х частное концертино для домбры с фортепиано «Балдәурен», романсы и песни «Мен сәлем жазамын», «Кемеңгер Құрманғазы», «Махаббат оты сөнбейді), «Аққулар» и др., свыше 30 кюйев для соло домбры, пьесы для различных инструментов, а так же свыше 100 оркестровок и обработок произведений других композиторов.
Жайымов в соавторстве со своими учениками написал учебники «Шалкыма», «Шаттанамын», «Домбыра ойнау онеры», «Домбыра уйрету мектеби», «Музыка».
Многие ученики маэстро сегодня известные артисты и ученые. Это Е.Нурымбетов - художественный руководитель и главный дирижер оркестра им. Даулеткерея Западно-Казахстанской области, это А.Шоканбаев – дирижер оркестра «Таттимбет» Карагандинской области, это Р. Мадреев – художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Абыл» Мангистауской области, это М. Амзе – дирижер Государственного симфонического оркестра города Алматы, А.Тлепберген – главный дирижер Национального оркестра им. Курмангазы, это профессора Национальной консерватории им. Курмангазы Б.Искаков, Ж.Енсепов, Е.Тунгышулы и др.
Айткали Жайымов постоянный председатель Международного конкурса дирижеров имени Народного артиста СССР Н.Тлендиева и Народного артиста СССР, профессора Ш.Кажгалиева, также жюри в конкурсах молодых дирижеров и исполнителей, проводимых в республике, проводит мастер-классы.
В свое время выдающийся дирижер Фуат Мансуров сказал, что творческий потенциал Айткали Жайымова неисчерпаем и назвал его ведущим специалистом Казахстана не только в области инструментального исполнительства, но и дирижерства. Сегодня маэстро стал эталоном для новых поколений музыкантов, вдохновляя на высокий творческий полет.